Preview

Вестник Донского государственного технического университета

Расширенный поиск

Профессиональное развитие педагога: психологические механизмы и детерминанты

https://doi.org/10.12737/6905

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты исследований детерминации профессионального развития современного педагога. Проведен теоретический анализ исследования сущности и мотивации профессионального развития субъекта педагогической деятельности. Выделены и описаны «факторы-блокаторы» и «факторы-фасилитаторы» профессионально-личностного роста. Показано значение субъектностной включенности педагога в процесс саморазвития. Описаны и структурированы противоречия современной педагогической практики.  Рассмотрены уровни принятия педагогом инноваций и его отношение к саморазвитию. Полученные данные типизированы. Обозначены основные векторы развития субъекта педагогической деятельности. Выявлены механизмы саморазвития: принятие себя, рефлексия, проектирование и прогнозирование жизненных событий, социальное моделирование. На основе данных исследования показано, что в системе повышения квалификации необходимо конструирование программ смыслопорождающего характера, направленных на развитие личностного смысла самоизменений. Описана модульная программа психологической поддержки профессионального развития педагога на разных этапах профессионализации.

Об авторе

Евгения Владимировна Ежак
Донской государственный технический университет, Россия
Россия


Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А. Г. Асмолов. — Москва : Просвещение, 2012. — 447 с.

2. Avalos, B. Teacher professional development in Teaching and Teacher Education over ten years / B. Avalos // Teaching and Teacher Education. — 2011. — Vol. 27, № 1. — P. 10–20.

3. Darling-Hammond, L. Teacher education and the American future / L. Darling-Hammond // Journal of Teacher Education. — 2010. — Vol. 61, № 1/2. — P. 35–47.

4. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — Москва : Просвещение, 2004. — 215 с.

5. Щербакова, Т. Н. Психологическая компетентность учителя / Т. Н. Щербакова. — Ростов на Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. — 160 с.

6. Малкарова, Р. Х. Коммуникативный ресурс и акмеологическое профессиональное развитие педа-гога / Р. Х. Малкарова // Известия Юж. федер. ун-та. Педагогические науки. — 2013. — № 2. — С. 72–82.

7. Арутюнян, В. Э. Мотивация повышения квалификации современного педагога / В. Э. Арутюнян, Т. Н. Щербакова // Известия Юж. федер. ун-та. Педагогические науки. — 2012. — № 3. — С. 132–138.

8. Котова, И. Б. Человек: жизненный и личностный ресурс / И. Б. Котова, В. А. Новгородская. — Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. — 240 с.

9. Абакумова, И. В. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. — Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2006. — 256 с.

10. Хлебунова, С. Ф. Персонифицированная модель повышения квалификации: проблемы и пер-спективы / С. Ф. Хлебунова, Т. Н. Щербакова, Е. Е. Алимова. — Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. — 320 с.


Для цитирования:


Ежак Е.В. Профессиональное развитие педагога: психологические механизмы и детерминанты. Вестник Донского государственного технического университета. 2014;14(4):219-226. https://doi.org/10.12737/6905

For citation:


Yezhak E.V. TEACHER'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT: PSYCHOLOGICAL MECHANISMS AND DETERMINANTS. Vestnik of Don State Technical University. 2014;14(4):219-226. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/6905

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-5980 (Print)
ISSN 1992-6006 (Online)